Пока на этой странице хаотические рекомендации: что можно прочитать детям. Надеюсь, со временем это вырастет в достойное библиографическое пособие для родителей, где будет своя систематизация, разделы и будет учитываться возрастной принцип.
Я хочу начать с одной из самых замечательных сказок Оскара Уайльда «Счастливый принц». Эту сказку обязательно надо прочитать ребенку. Она о вечном: о сострадании и жертве. Сострадании к незнакомым людям и умении жертвовать самым дорогим – жизнью. Время не стоит на месте, оно идет вперед, диктуя свои новые ценности.
Сегодня мы должны быть быстрее, удачливее, всегда быть на высоте, но давайте немного приостановимся, давайте не забудем воспитать в наших детях основу основ – не остаться равнодушными к окружающему миру, к животным, к людям, уметь прийти на помощь. Все это вы найдете в этой сказке.
После прочтения, обсудите книгу с ребенком. Вопросы для обсуждения:
1. Кем был Счастливый принц? (Статуей);
2. Почему его так прозвали?
3. Что сделал Счастливый принц? (описание поступков). Хорошие ли поступки совершил принц?;
4. Кто ему помогал в этом? (ласточка);
5. А ласточка хорошо поступила? (конечно, ей давно нужно было улетать в теплые края, а она помогала принцу совершать хорошие дела);
6. Людям, которым помогли принц и ласточка, хорошо стало?;
7. Что произошло со Счастливым принцем и ласточкой в конце сказки?;
8. Горожане назвали принца «Счастливым», а счастлив ли принц, как вы думаете? Почему? (Он счастлив, ведь он сделал много добра и, в конце сказки, его каменное сердце забилось, стало живым).
***
Уважаемые взрослые, вы можете переплыть море? А океан? А на луну слетать? Нет? Жалко… мы давно этого не можем. А в мире детства – можно!!! Там возможно летать без крыльев, сражаясь с акулой, остаться без головы, но при этом быть победителем, там запросто можно стать столетним великаном и не только… И все это будет просто и естественно. Детская фантазия безгранична и как хорошо, что она есть. Уважаемые взрослые, прислушайтесь к детям – это же маленькие сказочники, вот с кого пишутся все сказки мира!!! Прочитайте ребенку рассказ Н.Носова "Фантазеры", обсудите, пофантазируйте вместе. И не забудьте про одну очень важную тему книги: «Дети – фантазируют, дети – говорят неправду».
Спросите ребенка:
1. Кто из мальчиков фантазировал? (Стасик и Мишутка);
2. Как ты понимаешь - «фантазировать»? Что это такое? Фантазировать – это хорошо?
3. Кто из детей сказал маме неправду? (Игорь)
4. Хорошо ли поступил Игорь? Почему плохо?
5. Сделайте вывод, что фантазия резко отличается от вранья: фантазия никому не причиняет вреда, а выдумка, из-за которой кому-то приходится плохо, - это не есть хорошо, это подло, это нехорошо.
***
Эту историю я рассказала детям в средней группе (4-5лет). Им еще не было пяти лет, но слушали они очень внимательно, я бы сказала, даже серьезно, а по окончанию – посыпались (другого слова не подберешь) вопросы и просьба: «еще…». Против истины не пойдешь: если дети просят «еще», значит это ценно, значит уже понятно в четыре года.
Отличный рассказ А.И.Пантелеева «Честное слово» о силе слова, воли, отличный пример для воспитания чувства долга.
Вопросы для обсуждения:
1. Вспомнить, почему мальчик стоял один в саду. (Он стоял на карауле);
2. Почему мальчик не ушел домой? (Он дал честное слово);
3. Это хорошо «держать» слово? Как вы думаете, можно положиться (довериться) на такого человека?
4. Что такое подвиг?
5. Подвести ребенка к пониманию того, что подвиг бывает еще и таким, как в книге – тихим, незаметным для многих (мы даже не знаем имени мальчика).
О, спасибо за рекомендации. обязательно прочитаем.
ОтветитьУдалить